Изменения социально-экономической ситуации в стране, состояние и динамика развития российского образования диктуют необходимость совершенствования психолого-педагогического, медико-социального обеспечения образовательной деятельности с учетом вызовов нашего времени.
Качество образования в общественном сознании связано с такими понятиями, как здоровье, благополучие, защищѐнность, самореализация, уважение. Вместе с тем, современные научные исследования констатируют рост числа детей с проблемными вариантами развития. Актуализируются различного рода риски, такие как рост игровой и интернет-зависимостей; снижение толерантности в общении людей разных культур и разных возрастных групп. Растут запросы на оказание психологической помощи со стороны родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и развития детей, запросы на психолого-педагогическое сопровождение.
Таким образом, создание условий сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся посредством психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса, создание комфортной и безопасной образовательной среды, психолого – педагогическая помощь обучающимся с особыми образовательными потребностями будет способствовать реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие.
Модель психологической службы в МБОУ Старокопская ООШ создана с целью обеспечения эффективной деятельности психологической службы и разработана на основе следующих нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность психологической службы:
- Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Министерством образования и науки РФ 19.12.2017;
- План мероприятий по развитию психологической службы в системе образования на территории с. Каратузское до 2025 года, утвержденный Министерством образования и науки РФ 11.05.2018;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 07.2015 № 514 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог – психолог (психолог в сфере образования)»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 « 1082 «Об утверждении Положения о психолого – медико – педагогической комиссии»;
- Федеральные государственные образовательные стандарты;
- Распоряжение Министерства просвещения РФ от 28.12.2020 № Р – 193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях;
- Распоряжение Министерства просвещения РФ от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого – педагогическом консилиуме образовательной организации;
- Распоряжение Министерства просвещения РФ от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
- Нормативные правовые акты ОУ: устав МБОУ Старокопская ООШ, положение психолого-педагогического консилиума, положение школьной службы медиации.
Специалисты:
Кадровый состав Службы представлен заместителем директора по УВР, педагогом- психологом, социальным педагогом, педагогами-предметниками.
Задачи:
Заместитель директора по УВР
- координирует деятельность специалистов ОУ;
- координирует деятельность специалистов ППк по разработке и реализации АООП
Педагог - психолог
- устанавливает актуальный уровень когнитивного развития ребенка; - определяет зону ближайшего развития;
- выявляет особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности детей, характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми; - определяет направление, характер коррекционно - развивающей работы с детьми;
- проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами ОУ, родителями (законными представителями).
Педагоги:
- организуют развивающую среду в соответствии с необходимыми требованиями для всех участников образовательного процесса;
- создают и поддерживают эмоционально-комфортную среду в классе, в учреждении;
- применяют технологии обучения и воспитания, отвечающие задачам развития всех детей;
- проводят консультативную и просветительскую работу с педагогами ОУ, родителями (законными представителями);
- проводят обучающие семинары, мастер-классы с родителями.